Интервью с одним из участников проекта "Искусство ведения войны в городских условиях" (the Art of Urban Warfare) состоявшееся по e-mail. "Искусство ведения войны в городских условиях" твой единственный "коллективный" проект?
Это один из самых больших "коллективных" проектов на данный момент и самый "анонимный" – лишенный всех признаков авторства того или иного участника, тем более меня. О нем трудно говорить как о "коллективном". Это "ничей" проект. В самом начале мне пришлось организовать несколько "стикер-кампаний", прогулок и поездок в другие города, где я и мои попутчики "бомбили" публичные места изображениями солдатиков наших команд, цветов. "Коллектив", "группа", "сообщество"... Какой "коллектив" или группа занимаются этим проектом? Я не знаю и не могу перечислить или назвать участников. Может быть вы уже участники "войны"? Может быть, у вас уже есть "синяя" команда? Ничего об этом не знаю. Кто-то узнает о "войне" через сайт, но многие начинают играть, просто узнав о проекте от друзей. Я общался где-то с 250-ю людьми, участвующими в проекте, соответственно, игроков, по меньшей мере, в два раза больше, плюс, какие-то города, о которых я вообще ничего не знаю.
Как долго ты "воюешь"?
"Война" началась более года назад и распространяется по миру с огромной скоростью. Люди играют сейчас по всей Европе, и от Мексики до Австралии. Швецияанглияфранциянидерландыгерманиячехияиталия и т.д.
Имеет ли этот проект политический смысл?
По поводу политики я могу сказать одно: "бои" начались в тот момент, когда мир охватила паранойя, связанная с терроризмом: Америка и Англия начинали военные кампании в Афганистане и Ираке. Я не назову его откровенно политическим. Это не антивоенный проект, мне кажется, что любой человек с нормально функционирующим мозгом против любых войн. Он больше затрагивает тему сопротивления государству на уровне свободного использования уличных, публичных пространств.
В добавление скажу, что "война" имеет и художественный смысл, так как я художник, и когда-то начинал с граффити, занимался разного рода "пабликспэйс-арт-измами" (publicspace-art-isms). Все же это произведение искусства и оно должно быть достаточно "открыто" для всех, чтобы играть, соучаствовать и играть с его значениями.
Такая затея может полноценно сработать только на улице.
Проект независимо "живет" на улице, но в галереях я стараюсь делать вещи, которые показали бы всю энергию и угар работы на улице. И указать на различия этих двух, раздельно существующих миров, которые я пытаюсь объединить. Я ищу какую-то "золотую середину" между этими двумя полями.
То, что выставляют в галереях так называемые "стрит-артисты", выглядит наивно и плоско. Совсем немногим художникам "с улицы" удается сделать что-то интересное.
Как можно назвать то, чем ты занимаешься?
Трудно говорить о терминах. В принципе я предпочитаю не "вешать ярлыков", но на практике это может называться – "urban intervention art".
Вообще многое зависит от того, с кем я разговариваю. Говоря о своих работах с "уличными" парнями, я не могу ссылаться на историю искусства, современное "галерейное" искусство. Это то чего нет в их деятельности, многие художники, работающие на улице вне контекста современного искусства, тем более истории искусства. Разговаривая с куратором или галеристом, я не упоминаю какие-то, неизвестные ему, реалии из "уличной" практики.
Я хотел бы сформулировать нечто общее для этих разных областей, контекстов. Обнаружить какие-то связи между ними.
Но, в принципе, все знают о граффити, поэтому "graffiti-related art" – тоже неплохо звучит. Для меня очень много зависит еще и от предмета разговора – конкретного проекта и т.д.
Кстати, насчет "трендов": самое последнее (и тупейшее) определение, которое я встречал, это "street-art", ставший еще и "новой художественной формой". Это так называемые: "аутодидактические пост-ситуационистские группы" (autodidact post-situationist groups) – они "забамбливают" улицы, зарисовывают или перерисовывают рекламные щиты, заимствуя эстетику политического активизма.
Ты рассчитываешь на какую-то реакцию, "обратную связь"?
Случается по-разному, ведь все происходит на улице. Каждый реагирует по-своему. Например, газеты могут свободно писать об этом в любой рубрике, так как они не ограниченны форматом "рецензия на выставку". Прохожий добавит что-то свое, кто-то допишет, что-то нарисует рядом – это так работает. И, конечно, моментом "обратной связи" будет такая ситуация, когда изображения удаляют, замазывая краской. То, что его уничтожают, по меньшей мере, это значит, что его видели