Велосипед был изобретён уже более двух веков назад. Казалось бы, вещь банальная, что нового можно о ней рассказать? Об обычных двухколёсных «друзьях» человека, наверно, ничего. А, вот, о разновидностях, приспособленных под различные виды велоспорта можно говорить часами. Остановимся на экстремальных дисциплинах и велосипедах, предназначенных для них - рубрика обязывает. По большому счёту существует две разновидности велосипедов для экстремального катания: маунтинбайк (MTB) и BMX. Это как два семейства велосипедов, в каждом из которых есть свои подвиды, в зависимости от направления катания. В нашем городе есть и те, кто катается на маунтинбайке и те, кто предпочитает BMX. Маунтинбайк. Он же MTB. Дословно означает «горный велосипед». Имеет достаточно большие колёса, обычно, их диаметр равен двадцати шести дюймам (66 см). Обладает хорошей проходимостью и скоростью. Существует несколько направлений в катании на MTB: даунхил (скоростной спуск по холмистой трассе), кросскантри (езда по пересечённой местности), фрирайд (катание по заданной трассе с преодолением препятствий), триал (техничное преодоление сложных препятствий), стрит (катание по городу с преодолением попутных препятствий). О брянском MTB-движении я побеседовал с одним из райдеров – Александром Замриенко. - Саша, почему ты выбрал именно маунтинбайк? - Я постоянно занимаюсь каким-либо спортом. Раньше я увлекался мотокроссом, но мне не хватало свободы, потому что на кроссовом мотоцикле по городу особо не покатаешься. На маунтинбайке же я могу кататься практически везде. - Как долго ты уже осваиваешь маунтинбайк? - Уже год. - А сколько примерно человек в Брянске катается на MTB? - Мало. Всего 7-8 человек. - А в чём причина такой малочисленности? - Я думаю, главная причина – это дороговизна велосипеда. Тем более, при активном катании, довольно большие затраты на комплектующие приобретают постоянный характер. - И во сколько же обойдётся маунтинбайк начинающему экстремалу? - Для начинающего – 25-30 тысяч рублей. И это максимум на год достаточно активного катания. Потом придётся покупать новые комплектующие в связи с поломкой старых. - А ещё, ведь, и защита нужна? - Да, защита обязательна. Новичок, конечно, может, для начала, ограничиться перчатками и наколенниками, но при выполнении сложных элементов всегда нужно надевать полный комплект защиты, чтобы свести к минимуму возможность получения серьёзной травмы. - А что входит в полный комплект защиты, и какова его цена? - В полный комплект входит: шлем, комбинированная защита груди, плеч, локтей, спины, шорты с защитными вставками, наколенники со щитками для голени, перчатки. Стоить всё это добро будет 10-15 тысяч рублей. - Да, этот вид спорта явно не всем по карману. - Именно поэтому нас так мало. - А где вы обычно катаетесь? - Мест много. В основном, это: Площадь партизан, Площадь Ленина, Набережная. Любимое место - Парк Толстого, там можно по заборам покататься, на дерево заехать (смеётся). Но, как и остальных экстремалов, нас часто гоняет милиция. - А как же велодром на Кургане? - Ну, велодром предназначен для дисциплины «байкеркросс», а мы катаемся в «стрите», «фрирайде». Там (на велодроме) кстати, на BMX-ах ребята постоянно катаются. Уже достигли хорошего уровня в байкеркроссе, превосходят даже московских райдеров. - А кто из брянских маунтинбайкеров «самый-самый»? - Серёга Кружалин. Он катается уже около 3-х лет. Правда, он переехал недавно в Санкт-Петербург. Но в Брянск периодически наведывается. BMX. Первоначально, аббревиатура BMX означала bike motocross, т.е. обыкновенный мотокросс. Прошло время, и так стали называть соревнования по триалу и велокроссу. В связи с этим и появился новый вариант расшифровки BMX – Bicycle motocross (в англ. языке слово cross иногда обозначают буквой X). В отличие от MTB, BMX имеет колёса малого диаметра – в основном, это двадцать дюймов (50 см), да и сам велосипед гораздо меньше. В зависимости от стиля катания, BMX не сильно меняет свой вид. Для гонок – байкеркросса, используются велосипеды с диаметром колёс двадцать четыре дюйма. Такие велосипеды называют «cruisers». Велосипед для дисциплины «флэт» (флэтлэнд) отличается наличием специальных ручек на месте крепления колёс к «вилке». Эти ручки называются пэгами. Они нужны для того, чтобы райдер мог становиться на них во время исполнения трюков с элементами вращения велосипеда. В «стрите» пэги тоже используются, но реже. Существует ещё такое направление как «дёрт». Его особенность в том, что катание происходит не на асфальте, а на грунте. Своими мыслями о развитии BMX в Брянске поделился самый опытный райдер нашего города в дисциплине «стрит» – Всеволод Шишков. - Сева, ты считаешься самым опытным райдером в нашем городе. А сколько ты уже катаешься? - Начинал, когда мне было 11 лет. Катаюсь уже 4 года. У нас раньше была большая компания BMX-еров. Сейчас они все повзрослели, некоторые уже на машинах ездят. Они-то старше меня все были. - Но сейчас, как мне кажется, количество BMX-еров в городе растёт. Это так? - Да, но многие покупают велосипеды скорее для развлечения, нежели для того, чтобы реально заниматься катанием в каком-то направлении. - А ты сам прогрессируешь из года в год? - Да. По сравнению с прошлым годом есть прогресс. Да и в прошлом году он был. Я раньше катался на достаточно тяжёлом велосипеде, а в прошлом году купил новый, и сразу ощутил разницу. Стал выше прыгать, трюки начали проще получаться. - Проводятся ли в Брянске соревнования по BMX-дисциплинам? - Только по BMX-рэйсингу на курганском велодроме. Я там если и участвую, то только с круизерами (cruisers). А с теми BMX-ерами, которые там постоянно катаются, мне смысла соревноваться нет, потому что они привыкли к этой трассе и очень быстро ездят. Вообще они на хорошем уровне катаются. - У вас есть какая-то своя команда? - Ну, чтобы именно команда, нет. Просто катаемся с друзьями, снимаем видеоролики, клипы со своими трюками. - Можешь назвать примерное число катающихся на BMXе в Брянске? - Если считать стритеров, то где-то 40 человек. Ну и плюс к ним ещё около 30-ти райдеров, которые занимаются BMX-рейсингом на курганском велотреке. - Какой ценовой диапазон у BMXов? - Велосипеды для начинающих стоят от 7 тыс. рублей, велосипеды среднего уровня стоят 10-11 тыс. рублей, профессиональные – от 20 тыс. рублей. - Как ты оцениваешь будущее вело-экстрима в Брянске? - Я считаю, что будущее есть. Сейчас есть возможность покупать неплохие BMXы в Брянске. За последнее время появилось много новичков. Если сравнивать с маунтинбайком, то развитие BMX идёт, и будет идти быстрее, потому что он гораздо доступнее, чем MTB.
|