Александр Силаев – один из сильнейших российских джибберов. Если не самый сильный. Подтверждение тому – высочайший класс катания и победы в соревнованиях. Хотелось бы написать «в многочисленных», но не получится – к сожалению, соревнований по джиббингу у нас проводится не так и много. Тем не менее, перспективы этого вида фристайла очевидны. Как и потенциал Александра. Так что контракт райдера с компанией Rossignol, по всей видимости, можно считать удачей для обеих сторон. Итак, ты – прорайдер Rossignol. Поздравляем тебя с началом профессиональной сноубордической карьеры! Как дошел до жизни такой?
Постепенно дошел. Откатался пять сезонов. Первые три сам что-то осваивал, а два года назад стал катать за только что созданный тогда Disbalanced Project – и это мне серьезно помогло прогрессировать. Тренируюсь постоянно, вся зима проходит в катании. Вообще, удовольствие получаю огромное от этого всего, постоянно нахожу что-то новое в сноуборде. Нравится мне эта жизнь.
Но главное для тебя – джиббинг, не так ли?
Да, это точно. Очень люблю джиббинг. Я, конечно, и пофрирайдить не прочь, и на трамплине попрыгать в свое удовольствие – все это я делаю, но в соревнования не вписываюсь и не планирую пока. А вот джиббинг для меня – это уже спорт, это соревнования. Вообще, очень интересна мне вся эта тема, во всех ее проявлениях. Поэтому и все время провожу в нашем джиб-парке.
Так что было первично? Интерес к джиббингу привел тебя в парк или катание в парке заразило страстью к джиббингу?
Конечно, сначала был интерес. Мы сами строили парк, постоянно следили за всеми новинками в этой сфере, старались сразу установить в парке какие-то фигуры, которые увидели в интернете или на видео. И сразу начинали на них тренироваться.
Тебе не кажется, что джиббинг у нас в России не так популярен, как другие виды сноубординга?
Да, пока это так. Думаю, дело в том, что о нем мало говорят, плохо раскручивают эту тему. Далекие от сноуборда журналисты уже привыкли, что сноуборд – это слалом и бигэйр, джиббинг всерьез не воспринимают. Поэтому нет рекламной отдачи, а значит и серьезных соревнований. Даже если и ставят пару перил на контестах, то скорее для галочки, соревнований толком все равно нет. И в то же время в парке я вижу, что у массы сноубордистов огромный интерес к этой теме, очень многие хотят тренироваться.
А прошлогодние соревнования в парке Яхрома, которые ты выиграл?
Да, эти два этапа оставили отличное впечатление и организацией, и уровнем. Я получил море удовольствия, выступая там. Ну и побеждать, конечно, очень приятно. К сожалению, такие контесты – это пока исключение. Чаще бывает так, что мы приезжаем (в другой город, кстати), нас просят подождать, потом переносят старт на два часа, а потом заявляют, что вообще ничего не будет. Это из прошлого сезона случай, не будем говорить, где это было.
Жаль, ведь, казалось бы, джиб-парк – не слишком сложное сооружение. А как вы строили свой?
Договорились с администрацией подмосковного дома отдыха, на территории которого уже сто лет стоит маленький подъемник. Там одни и те же горнолыжники катаются десятилетиями. Мы расчистили от кустов и деревьев дополнительный участок склона, продумали размещение фигур. Потом делали чертежи и отдавали их в мастерские самого дома отдыха – нам там все рейлы и варили.
То есть администрация пошла вам навстречу?
Да, у нас полное взаимопонимание. Для них это дополнительный приток гостей, так что они сами заинтересованы, чтобы парк развивался.
И не побоялись пресловутой опасности «экстремального» вида спорта? Что, кстати, ты сам об этом думаешь?
Мне кажется, что джиббинг менее опасен, чем фристайл в обычном понимании. Все-таки, убравшись на перилине, ты вряд ли рискуешь пострадать так сильно, как можешь убиться на приземлении бигэйра. Я как раз думаю, что начинающим райдерам, только пришедшим во фристайл, лучше заниматься именно джиббингом. Это дает отличное чувство доски, учит балансу. А потом, когда из тебя уже прет энергия, и ты уже вкатался – вот тогда можно и на бигэйр.
Как ты тренируешься? Это что, раз за разом один и тот же трюк на одной и той же перилине? Не скучно?
Ну почему на одной и той же? Смысл как раз в том, чтобы комплекс движений трюка был отработан настолько четко, чтобы ты мог его повторить на любой фигуре – ведь рейлы на соревнованиях будут не точно такими же, как в твоем парке. Поэтому да, повторений ты делаешь много, но делаешь их на самых разных фигурах – на всех, что есть в парке. Доводишь технику исполнения трюка до автоматизма. И это не просто не скучно – в этом весь кайф! Да и самих трюков куча.
Какие любимые?
Это зависит от фигур. Вращения приятно делать на невысоких перилах, а если говорить о больших, высоких перилах, то там и просто четкий красивый проезд – это уже здорово.
Современный уровень джиббинга на западе подразумевает довольно жестокие препятствия: это и пугающая высота, и сложные кривые, и очень большая протяженность. У нас пока не так?
Пока нет, но все к этому идет. Я думаю, догоним в самое ближайшее время. Естественно, в парке должны быть фигуры небольших размеров для новичков, на которых можно разобраться, как и что делать. А потом уже переходить на более серьезные препятствия. Свой парк мы по этому принципу и строим. Будут и супер-рейлы.
Спецвопрос от спонсора: много досок обычно убиваешь за сезон?
В том сезоне три, в предыдущем – четыре. Они, как правило, не ломаются – просто канты вырываются или крошатся. Что тут сделаешь – это джиббинг.
А специальные джиббинговые доски?
Дали мне как-то одну такую, не будем называть модель. Сломал через полчаса. В общем, я думаю, главное – это общее качество изготовления сноуборда. Поэтому Rossignol, известный как раз очень высоким качеством изготовления, меня вполне устраивает.
Какие особые требования предъявляются к оборудованию для джиббинга?
Здесь своя специфика: фиксация ноги не такая уж строгая, скорее даже свободная, скорости и вертикальные нагрузки сравнительно невелики. В то же время, ты все время прыгаешь, вращения делаешь. Получается, что предпочтение в первую очередь следует отдавать самому легкому оборудованию. Главное – низкий вес.
А на городском рельефе любишь поджиббить?
Да, можно. Мы даже в начале осени по перилам поскакать выбрались – приземлением сначала была трава, а потом та грязь, в которую мы ее втоптали.
То есть тебя и отсутствие снега не останавливает? Здорово! А ты успеваешь учиться или работать?
Я учусь на менеджера-экономиста. Это будет уже второе образование – после технического. Так что успеваю пока.
Ну что же, успехов тебе и в спорте, и во всем остальном!